?

Log in

 
 
04 September 2013 @ 06:05 pm
Юхани Палласмаа в ЕУСПб 8 сентября  
Выдающийся архитектор и теоретик архитектуры и восприятия архитектуры (у него есть замечательная книжка "The Eyes of the Skin" входит в жюри архитектурного конкурса на проект перестройки здания, в котором расположен Европейский университет. В этом конкурсе принимают участие Жан-Мишель Вильмотт, Рем Колхас, Сергей Чобан и Эрик ван Эгераат, см. тут подробнее. Сейчас в Белом зале размещена выставка проектов, а в воскресенье в 17.00 Юхани Палласмаа (петербуржцы точно знают по крайней мере одно здание этого лауретата в том числе и Государственной премии РФ - центр Kamppi в Хельсинки) прочитает лекцию для всех, кто пожелает прийти послушать. Вот анонс:

Пространство, место, атмосфера. Периферийность в опыте восприятия архитектуры.

Архитектура обычно понимается в терминах пространства, формы и структуры, как если бы ее восприятие сводилось к тому, что мы получаем в фокусе внимания. При таком подходе остается незамеченным периферийное зрение и восприятие атмосферы. Между тем, мы обладаем удивительной способностью моментально и неосознанно схватить общую атмосферу природного ландшафта, городского застроенного пространства, места или интерьера. Даже у континентов или географических зон есть узнаваемая атмосфера.


Сфокусированное зрение делает нас внешними наблюдателями, тогда как диффузное восприятие на периферии внимания характерно для “своих”, включенных в среду, а не для наблюдателей. Оно имеет решающее значение в понимании нашего существования в мире и чуства причастности к “плоти мира”, если воспользоваться термином Мориса Мерло-Понти. Восприятие атмосферы можно бы назвать “шестым чувством”.


Похоже, что творческое сознание стремится избегать точности, когда мы постигаем эмоциональную сущность вещей прежде, чем обращаемся к смыслу деталей; в сфере художеств мы нередко чувствуем общий эмоциональный тон даже не “понимая” подробностей, составляющих произведение.


Общая атмосфера  - это объединяющая характеристика архитектурного объекта, и есть архитекторы и художники, творения которых  основываются в своем воздействии на всеобъемлющей среде и тактильности в большей степени, нежели на точных и сфокусированных формальных качествах. Для такой “атмосферной” архитектуры характерно обостренное чувство материальности, текстуры, ритма, цвета и освещенности.


См. также небольшой конспект некоторых его публикаций.